Над проектом работала
группа студентов
филологического факультета КамГУ им. Витуса Беринга
специальности русский язык и литература
очной формы обучения: С. Цветкова, А. Ткачева,
В. Вишняк, Н. Закревская, А. Котовская

Научные руководители:
Лузгина А.В., ассистент кафедры литературы                                                           и журналистики филологического факультета КамГУ им. Витуса Беринга;
Крылов А.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №26» г. Петропавловска-Камчатского

Вопрос о соотношении теории литературы с анализом текста в школьном курсе литературы изучался и ранее, причем решался он часто не в пользу теории, но в последние несколько лет требования к выпускнику изменились, теперь недостаточно интуитивного переживания текста. Современный итоговый экзамен предполагает, что выпускник не просто знает законы построения литературы как искусства слова, но и способен применять их к анализу текста, выходя на универсальные смыслы, порождаемые им.
Художественный текст и работа с ним должны занимать на уроке доминирующее положение, теории же литературы отводится важная, но отнюдь не главная роль. Из чего вытекает вопрос: как при таких условиях сформировать у учеников представление о законах организующих художественное целое? Отвечая на него, студенты пришли к выводу, что теория литературы только тогда будет понята и принята учащимися, как необходимое условие анализа, когда будет верно определен момент, точно выверены методы и приемы ее подачи и повторения (например, в проекте предлагаются новые подходы к организации иллюстративного материала). В соответствии с этим выводом они выстраивают содержание разработанных ими рекомендаций. Также они отмечают, что немаловажная роль должна быть отведена дополнительным адаптированным учителем для детского восприятия теоретическим и практическим материалам для домашней работы и тренировки навыков (что необходимо при изучении стихосложения). Отмечают авторы проекта и то, что во время занятий по теории следует обращать пристальное внимание на возможности творческого развития учащихся.
Продуктом творческой работы исследовательской группы выступил настоящий методический комплекс, отвечающий требованиям удобства организации работы учителя и деятельности ученика.

  • Удобство комплекса для учителя:
     Комплекс содержит практически ориентированные разработки (конспекты уроков, мультимедийные приложения), облегчающие повседневную работу учителя-словесника.
     Мультимедийное сопровождение в равной мере охватывает практические и теоретические аспекты курса.
     Комплекс содержит приложение, включающее ВСЕ художественные тексты, изучаемые в течение школьного курса на уроках, посвящённых теории стихосложения.
     К каждому учебному занятию разработана система закрепляющих упражнений.
  • Удобство комплекса для ученика:
     Все мультимедийные материалы хорошо структурированы и обеспечивают лёгкость усвоения.
     Материалы презентаций могут успешно использоваться учащимися при самостоятельном изучении темы.
     Приложение, включающее художественные тексты, существенно облегчает задачу поиска требующегося лирического текста и может использоваться школьником как мобильная электронная библиотека.

Последовательное применение учителями в практической деятельности материалов проекта позволит решить одну из важнейших проблем в школьном курсе литературы — проблему стихосложения — сделает сложное простым и легким, поможет учащимся преодолеть заблуждение, которое зачастую сводится к мысли, что художник порождает текст спонтанно, по наитию, закрепит у них представление о том, что художественный текст — это сложноорганизованное целое, законы которого не есть законы реальной действительности, подарит им сокровенное знание о художественной реальности, научит их, основываясь на теоретических знаниях о тексте, эстетически переживать его, создавая произведение и выстраивая интерпретации.

Проект                                                                                         подробнее…
Презентация проекта                                                         подробнее…

Приложение 1. Мультимедийное приложение к методическим статьям.

Мультимедийное приложение к методической статье «Основные понятия стихосложения на уроках литературы в 5 классе: ритм, рифма, строфа».                                                                                                                  подробнее…

Мультимедийное приложение к методической статье «Изучение силлабо-тонического стихосложения на уроках литературы в средней школе как способ развития творческих способностей у детей».       подробнее…

Мультимедийное приложение к методической статье «Проблема изучения теории верлибра и её связь с анализом художественного текста в школьной методике преподавания литературы».           подробнее…

Мультимедийное приложение к методической статье «Изучение белого стиха на уроках литературы в школе».                                подробнее…

Приложение 2. Конспекты уроков

«В лаборатории поэта» (примерный урок в 5 классе в рамках изучения силлабо-тонического стихосложения).                                 подробнее…

«В.В. Маяковский и футуризм» (примерный урок в 11 классе в рамках изучения творчества В.В. Маяковского).                              подробнее…

«Лирика Марины Ивановны Цветаевой» (примерный урок в 11 классе в рамках изучения творчества М.И. Цветаевой).                  подробнее…

Приложение 3. Мультимедийное приложение к занятиям по стихосложению

Мультимедийное приложение к уроку литературы в 5 классе в рамках изучения силлабо-тонического стихосложения «В лаборатории поэта».                                                                                                                 подробнее…

Мультимедийное приложение: внеклассное мероприятие итогового характера по теме ритм, рифма, строфа «Своя игра».   подробнее…

Мультимедийное приложение к уроку литературы в 11 классе в рамках изучения тонического стиха (акцентного) «Маяковский и футуризм».                                                                                                                    подробнее…

Мультимедийное приложение к уроку литературы в 11 классе в рамках изучения тонического стиха (дольника) «Лирика Марины Ивановны Цветаевой».                                                                                  подробнее…

Приложение 4. Лирические тексты, изучаемые в школьном курсе литературы                                                               подробнее…